Законы создания садового пейзажа

Опубликовано в категории Сад

Пробирающийся по камням ручеек, солнечная поляна или стройные деревья на косогоре – сердце ценителя прекрасного сладко замирает. И не до раздумий, почему именно этот вид вызвал такой восторг.

Павловский парк под Санкт-Петербургом

Но настоящий профессионал – всегда немного циник. Самые высокие материи он норовит подвергнуть классификации, замеру, обобщению. Ландшафтные дизайнеры, не смущаясь, как в анатомическом классе, расчленяют гармонию природы на составные части, чтобы понять законы красоты. Зачем? Все просто: на их основе можно создавать новую красоту.

Пейзажи часто сравнивают с картинами; но некоторые из них – рукотворные – и впрямь произведения искусства, выполненные рукой мастера – садовника и дизайнера. И тому, кто хочет, чтобы и его сад был создан по законам красоты и гармонии, придется и самому стать немного художником.

Сразу определимся с терминами. Что же такое пейзаж и вид в понимании ландшафтного дизайнера?

Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность) – это часть ландшафта, визуально выделенная из общего пространства. То есть чтобы та или иная природная красота имела право называться пейзажем, она должна:

  • быть условно заключена в "раму", ограничивающую поле видения ("рамой" может считаться склон холма или скала, опушка лесного массива, высокий кустарник, группа деревьев или даже одна ветка, ограничивающая наш взгляд. А также любой неодушевленный предмет – стена здания, садовой ограды);
  • иметь определенное композиционное построение.

Синонимы слова "пейзаж" в ландшафтном дизайне – "парковая картина", "пейзажная картина", "вид".

Задумывая создать красивые пейзажи в своем саду, нужно всегда помнить, что и в природе, и в саду они существуют по тем же законам, что и живописные картины, заключенные в раму и висящие на стене. А композицию пейзажей определяют одни и те же факторы, самый важный из которых – композиционный узел.

Композиционный узел – это центр, где расположены основные предметы изображения. Заметим, в скобках, что он не обязательно должен находиться в геометрическом центре изображения. А служить им может что угодно. Например, несколько деревьев или одно, одиноко стоящее (солитер), плоскость газона или яркое пятно цветника, гладь пруда, водопад, ручей, беседка, увитая плетистыми розами, и т.д. и т.п.

Что же необходимо учитывать, "рисуя" пейзаж в своем саду?

Во-первых, расстояние от наблюдателя до картины. Но поскольку наш пейзаж в отличие от живописного не плоский, а трехмерный, то в зависимости от глубины пространства вы можете руководствоваться расстоянием либо до композиционного центра картины, либо до ее переднего плана, либо, что реже, – до заднего плана (фона). Допустим, любоваться небольшим цветником хорошо с расстояния в несколько метров, а солитером или группой деревьев первой величины (липы, дубы, сосны) – с расстояния в несколько сотен метров.

Во-вторых, ширину картины. Это расстояние между объектами, которые являются "рамой" нашей картины. Пусть линия, соединяющая их, проведена лишь условно.

В-третьих, высоту картины. Эту величину определяют высотой элементов пейзажа. Но, как всякий художник, дизайнер обязательно учитывает "воздух", включая в композицию небо и плоскость земли (воды).

И, наконец, горизонтальный угол восприятия пейзажа. Полный круг – 360° – видят лишь посетители рукотворных круговых панорам и альпинисты, стоящие на пике горы. Обычно угол обзора колеблется в пределах от 15 до 60°, а оптимальная его величина составляет 23–28°. Угол 28° применяется ландшафтными дизайнерами в качестве исходного измерителя воспринимаемого пейзажа. Его условный эквивалент – один фотокадр.

Пейзажи бывают простыми, сложными и панорамными. Пейзажная картина с одним сюжетом (и обычно с одним композиционным узлом) – это простой пейзаж. Два или три таких пейзажа с разными сюжетами, образующими единое целое, – сложный пейзаж. Изображение как простого, так и сложного пейзажа можно получить, один раз щелкнув фотокамерой. Если для этого понадобится сделать серию фотоснимков, перед нами пейзаж панорамный. Чтобы увидеть картину, представляющую собой несколько простых или сложных пейзажей, объединенных общим замыслом, сюжетом и композицией, зрителю придется покрутить головой.

Все виды делятся на внутренние и заимствованные.

Виды внутренние расположены непосредственно на участке, их хозяин сада может создавать своими руками.

Виды заимствованные – зрительный мостик между садом и окружающим его ландшафтом. (С точки зрения ландшафтного дизайнера, морская перспектива, открывающаяся с балкона, относится к заимствованным видам.) И, разумеется, их надо учитывать еще до покупки участка, а затем обязательно сверяться с ними при его проектировании и строительстве дома, создании и благоустройстве сада. Грамотный архитектор планировку дома, размещение окон непременно свяжет с окружающими видами.

Ландшафтный же дизайнер или тот, кто будет заниматься садом, прежде всего должен обязательно посмотреть на него из окон дома и оценить открывающиеся виды. Одни из них – на лес, озеро, речку, поля – нужно будет акцентировать. Другие – на дорогу, огороды, технические строения – придется маскировать деревьями, архитектурными сооружениями и живыми изгородями.    

10 лучших статей по теме: Законы создания садового пейзажа

  1. Законы создания садового пейзажа на Supersadovnik.ru

    Задумывая создать красивые пейзажи в своем саду, нужно всегда помнить, что и в природе, и в саду они существуют по тем же законам, что и …
  2. Цветочная палитра на Supersadovnik.ru

    … экспериментов. Правда, для этого требуется знание основных законов колористики. … Законы создания садового пейзажа · Принципы размещения …
  3. Законы колористики в саду на Supersadovnik.ru

    Законы создания садового пейзажа · Элементы гармонии … Рисуя садовые композиции, мы используем те же законы колористики. Какие же цветовые …
  4. Ландшафтный дизайн вашего сада: — Результат из Google Книги

    books.google.ru/books?isbn=5224025079
    Нина Петрова Титова, Екатерина Вадимовна Черняева — ?2002 — Страниц: 176
    принципы. и. средства. садового. дизайна. Любой сад представляет собой … С живописью их роднят законы колористических сочетаний, использование … из естественного камня, земли, воды и растений пейзажи в миниатюре. … универсальными методами, средствами и принципами их создания.
  5. Борис Соколов. <Правило из котораго великия — Сады и время

    Вновь найденный экземпляр <Теории садового искусства> К.К.Л. … множество ценных для себя мыслей относительно создания садового пейзажа. … мере требует от обоих знания законов перспективы, для того чтобы знать, как …
  6. Какие многолетники подобрать для цветника? | Растения

    26 апр 2014 Когда есть желание создать на садовом участке красивый цветник, а опыта в цветоводстве мало или просто не хватает на него …
  7. Процедура регистрации жилого дома на — Лесной пейзаж

    1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, … строения, хозяйственных строений и сооружений — на садовом земельном участке; … или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного …
  8. Законы и приемы ландшафтного дизайна | СМ Ландшафт

    Поэтому, благоустраивая садовый участок, важно использовать приемы и … окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой …
  9. Как создать пруд — wikiHow

    Планирование и выбор площадкиЕстественный прудСадовый пруд … Естественный пруд построен так, чтобы выглядеть, как естественная часть пейзажа. …. Изучите местные законы и положения, касающиеся безопасности …
  10. RASENLUX — Законы и приемы ландшафтного дизайна

    И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже ….. Скромные размеры садового участка позволяют создать в его пределах две- три …

Другие статьи из этой категории

Метки: Сад

Оставить комментарий